Что бы получать удовольствие от созерцания аквариума, нужно определиться, что именно хотите видеть, глядя в него. Так как вкусы у всех разные, то и композиции в аквариуме будут разнообразны. Но насколько бы ни были разнообразны композиции, их объединяют определённые правила построения.
Композиция - это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
Глубинно-пространственная композиция - воздействует на зрителя не только сочетанием плоскостей, объемов, но и паузами между ними, то есть пространством. Именно такую композицию и предстоит выстроить, создавая аквариумный дизайн.
Воздушная перспектива - характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план.
Симметрия – главный враг хорошей композиции, особенно для аквариума в стиле Nature Aquarium.
Линейная перспектива - точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения. Основной закон линейной перспективы: предметы одного размера на картине будут выглядеть разными, в зависимости от удаления — чем дальше от зрителя, тем меньше, и наоборот.
Пропорциональность - выражает соразмерность между отдельными элементами композиции и всей ее формой. Варьируя пропорциональные соотношения частей, композиции можно придать динамику, напряжение, то есть сделать ее эмоционально окрашенной.
Ритм - это средство композиции, обеспечивающее выделение и связь элементов дизайна путем их повторения, чередования, увеличения, убывания. Суть понятия «ритм» заключается в чередовании элементов композиций как ряда звеньев, объединенных принадлежностью к одному явлению в его обобщенно-образном представлении. Использование ритма в композиции происходит по принципу подобия. Чередование элементов в композиции побуждает зрителя размышлять, воспринимать сюжет в его развитии. Также надо не забывать, что повторяемость форм визуально увеличивает вес этих форм. Ритм, как правило, композиции имеет свои особенности и широкий диапазон. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах. Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже на далеком расстоянии. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Только добившись этого, можно рассчитывать на активное действие ритма и помощь его в закономерной организации произведения. Ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) и объединяет их. Это указывает на связь ритма с композиционным законом цельности.
Равновесие - баланс композиции - достигается зрительным распределением нагрузки левой и правой сторон аквариумного пейзажа. Один и тот же предмет выглядит тяжелым, если находится не в левой, а в правой части картины. Анализируя «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, исследователь Вёльфлин подтверждает это примером: если фигуру монаха, изменив положение слайда, переставить с левой стороны на правую, то она становится настолько тяжелой, что композиция целиком опрокидывается. То есть, создавая аквариумную композицию, надо помнить, что любой объект, размещенный на правой стороне, будет смотреться более "тяжелым" и объемным, чем, если поставить его же на левую сторону. Видимо, это благодаря все тому же свойству человеческого взгляда рассматривать больше правую сторону. Также предмет вверху композиции будет зрительно более тяжелым, чем внизу. Говоря о весе в композиции, надо еще и учитывать, что объекты декора более теплых тонов будут смотреться тяжелее, чем объекты более холодных оттенков. А также в цвете темные предметы и плотно окрашенные элементы имеют более тяжелый вес, чем светлые…
Форма - это основополагающее средство выражения художественного образа, но не единственное. Цвет в совокупности с формой дает более богатые по своему содержанию произведения.
Нюанс - незначительное изменение формы.
Фактура - характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит и способа его обработки.
Принцип гармонии. Связь созвучие основывается на законах визуального восприятия и в значительной мере является обобщающим принципом. Пропорции, контраст, нюанс, ритм, масштаб - это те средства, используя которые можно создать форму по законам гармонии.
Гармония цвета - это сбалансированные между собой, казалось бы, различные по тональности цвета, к примеру, горячие и холодные оттенки и используют это для зрителя, чтобы выразить эмоциональное отношение к происходящему.
Закон целостности. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. При нахождении конструктивной идеи вначале следует сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции. Закон целостности требует неповторимости элементов композиции, включая сюда формы, размеры, интервалы и т. д. Все похожее должно либо объединиться в силуэт, либо резко отличаться, индивидуализироваться иметь нюансы. Тут имеется ввиду, что в композиции не должно быть абсолютно схожих объектов - даже если они будут друг друга напоминать формой или фактурой, то они должны чем-то отличаться - размером, например. Но недопустимо абсолютное повторение формы.
Закон соседства, иногда называют законом близости, является одним из группирующих законов в композиции. Он основан на свойстве мозга автоматически оценивать взаимное расположение предметов по отношению друг к другу, и влияет на восприятие таких групп в целом. Таким образом, закон соседства определяет связь между местонахождением объекта в композиции и тем влиянием, какое оказывает это местонахождение на объединение объектов в группу. Закон соседства указывает на то, что объекты находящиеся рядом относятся к одной группе. Чем ближе объекты друг к другу, тем сильнее единство их группы. Используя этот закон в композиции можно добиваться как единства, так и разнообразия композиции.
Закон контрастов используется, чтобы противопоставить элементы декора по форме, цвету, фактуре или другим признакам. Это позволяет показать характерные особенности элементов композиции и содействует ее целостному восприятию.
Закон подчиненности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого. Все эти вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом. Регель пишет: «соразмерностью и пропорциональностью называется правильное по количеству и величине отношение составных частей к целому, деталей к основной идее, побочных объектов — к главному».
Золотое сечение. В эпоху Ренессанса средне пропорциональное отношение называли Божественной пропорцией. Леонардо да Винчи, занимаясь системами пропорционирования, дает ей название «золотое сечение». Пропорция делит исходную величину на две части: меньшая доля относится к большей, как большая к исходной величине. Итог вычислений стремится к уважаемому математиками числу «Фи» - φ≈1,618. Золотые пропорции существуют в физике, астрономии, музыке, поэзии, фотографии и в аквариумном дизайне. Принцип золотого сечения гласит: если выбрать сторону А за единицу длины, то сторона В=0,618*А, кадр делиться на три части по горизонтали и вертикали. При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка -"узел внимания". Как вы уже заметили их четыре. Психология такова, что именно в этих точках человеку приятней всего видеть главный объект или элемент кадра, именно в них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины. Золотое сечение можно вычислить очень просто, без геометрии и алгебры, — для этого используют приближенные значения 0,62 и 0,38. Если целый отрезок принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая — 38 частям.
Автор Tin (аquаumniki)